День Святой Троицы

В пятидесятый день по воскресении Христа из мертвых в дыхании бурного ветра и в виде огненных языков сошел на землю Святый Дух. Сошел на тех, кому был обетован. И ветер (особенно бурный), и огонь (особенно пламенный), очищают и обновляют человека, сметая и сжигая весь мусор и нечистоту, всю грязь и всю скверну. Те, кому обещал Господь послать Святого Духа, были предуготовлены к веянию благодати и горению Духа. Их пришел и очистил Господь. Они были малодушными — стали мужественными, были тщеславными – стали служить всем для спасения хотя бы некоторых, были самонадеянны – стали дерзновенны... Невозможно перечислить достоинства апостолов после принятия ими благодати Святого Духа. Эта благодать не покинула Церкви Христовой с уходом апостолов, она пребывает среди нас и поныне.


В день Святой Троицы мы не только вспоминаем это поразительное историческое событие, но и празднуем день рождения Церкви Божией, Святой, Соборной, Апостольской!
Как река из малого русла через устье впадает в океан и отдает свои воды безбрежному простору, так и человеческая жизнь направляется Божественной благодатью, сначала ограничивается строгим укладом и заповедями, регламентом и правилами, а затем переходит в Вечность, которая не отменяет правила, но раскрывает их вечный, изначальный смысл. Так кормчий, хорошо усвоивший морскую науку на малой воде, и в океане бывает успешен, и благополучно достигает цели, а нерадивый капитан скоро гибнет и губит свой корабль в открытом море, так как в океане правила выживания более суровые и абсолютно бескомпромиссные... Здесь слышится простая аналогия с нашей жизнью и евангельскими заповедями. Эти строгие рамки послушания Богу трудны нам только здесь, на земле, а в Вечности они раскроют перед нами всю полноту блаженной жизни, или закроют для нас восхождение к Свету раз и навсегда. Но нам нельзя погибнуть, за нас уплачена дорогая цена — Христос пролил Кровь на кресте. А чтобы мы имели все средства к спасению, Господь нас ввел в Свою Церковь.Апостольская община в день Святой Троицы становится Христовой Церковью. В эту Церковь входим и мы с вами. Эта некогда малая речка благодатной жизни Христа с учениками превращается в день Пятидесятницы в бескрайний простор жизни человечества во Святом Духе.
Итак, Церковь — это облагодатствованное человечество, Боголикое человечество, как выразился арх. Иустин (Попович), это Дух Святый, живущий на земле уже 2 тысячи лет, это райские двери, это начало и порог Вечности, это вера не для земли, а для неба, и не для земных радостей, и для небесного ликования!,.
Древний богословский вопрос о границах Церкви сегодня не просто неуместен, но теряет свою актуальность и смысл. С одной стороны, Церковь — это общество святых, но с другой стороны, призыв к покаянию и спасению обращен ко всем людям, ко всему человечеству. без изъятия. Для Благовестия нет границ, но спасающихся немного... Почему? Потому что не все вмещают. Мы, чада Церкви Божией, вмещаем ли в себя полноту благодати? соизмеряем ли безмерность любви Божией?
Кажется мне, что задача каждого христианина на земле – расширить свое сердце до способности вместить Святого Духа Божия, предуготовить его и преобразить благодатью.
В этом празднике есть все: и Рождество, и Пасха, и Крещение, и Преображение... Потому и символизирует он полноту. Зрелость, силу, совершенство, мудрость и благодарность. людей к Богу и друг к другу. Мы сегодня стали одно целое с Богом и друг с другом. В храме и дома мы поем и читаем одни и те же песнопения и молитвы, причащаемся из одной Чаши, читаем одно Евангелие. Этот дар единства — Божий дар, мы не можем пренебрегать им.
И сегодня, вспоминая рождение Церкви Божией, сочувствие Святого Духа на апостолов, вспомним и Ту, на которую Дух Святой сошел раньше и прежде всех: Богоматерь, как особо избранную Всесвятую Личность. «Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя» — сказал Богоотроковице Божественный Архангел. Силою Духа родила Она Христа Господа Иисуса, силою Духа стоит и красуется Церковь Божия, прославляющая и прославляемая Богородицею, Силою Духа спасаемся и мы с вами, молясь Всесвятому Духу: «Приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

протоиерей Димитрий Кувырталов